2021 год — год 50 летия фильма «Офицеры»!

26 июля 2021 года исполнится ровно полвека художественному фильму «Офицеры», навсегда вошедшему в «золотой фонд» советского кинематографа.
В течение всего 2021 года АНО «Армия и культура» намерена провести ряд мероприятий — тематические концерты, посвященный юбилею фильма «Офицеры» в различных уголках нашей необъятной страны.

У фильма «Офицеры» необычная судьба. Она больше похожа на судьбу человека, чем на историю конокартины. Мы вместе с ней росли, мужали и старели, набирались опыта и учились любить Родину. И вот отмечаем золотой юбилей!
Невозможно подсчитать, сколько людей посмотрели этот фильм за 50 лет. Наверное, сотни миллионов человек! Но с абсолютной уверенностью можно сказать, что никого он не оставил равнодушным. Кто-то вспоминал свои лихие годы, кто-то грезил о большой настоящей любви, кто-то брал пример с героев фильма.
И еще одна необычная черта есть у фильма «Офицеры» — он оказал огромное влияние на каждого, кто участвовал к его создании. Он остался в их душах, мыслях и творческих судьбах. Почему так получилось? Почему этот фильм перешагнул незримую границу экрана и навсегда вошел в наши средца? Лучше, чем его создатели ою этом не расскажет никто. Поэтому в альбоме мы собрали интервью, статьи, выступления авторов и актеров фильма «Офицеры» — тех, кто подарил нам простую и великую ценность для всех поколений, которая выражается одной фразой: «Есть такая профессия — Родину защищать!».

Есть такая профессия — Родину защищать!

film_ofc

Фильм «Офицеры» впервые был показан на экранах страны
26 июля 1971 года.

И … прошел незамеченным…

Он не имел первоначального успеха и ничем не выделялся на фоне других фильм ов, которые шли в кинотеатрах тем летом. Ходили на вторую серию «Неуловимых», «12 стульев» и «остров сокровищ». Фильмов о войне тоже было немало.
Но вдруг произошло чудо. Фильму «Офицеров» устроили вторую премьеру и выпустили на экраны еще раз в сентябре. И люди как будто «прозрели»! Фильм обошел всех конкурентов и стал лидером проката. Зв 4 месяца его посмотрели более 53 миллионов человек! Это был настоящий всенародный триумф!
Тысячи мальчишек, благодаря фильму, выбрали для себя профессию «Родину защищать»! Теперт это известный факт, а в начале 70-х военные училища и ВУЗы не знали, как справиться с огромным конкурсом на поступление. Отважные и благородные офицеры в исполнениии Василия Ланового и Георгия Юматова стали жизненными ориентрами для нескольких поколений.
В беззвестно преданной своему мужу Любочке Трофимовой многие жены офицеров узнавали себя.

Василий Лановой:
«Мы вечно обязаны военному поколению за подвиг и за спасение Родины! Тут двух мнений быть не может… Я вижу, как воспринимает молодое и совсем юное поколение фильм «Офицеры», когда встречаюсь со зрителями. Вижу, что с ними делается, как у них слезы в глазах стоят…»

(Из интервью газете «Аргументы и факты»)

Алина Покровская:
«Сначала думали делать две серии. И сценарий был. Борис Васильев написал.
Но потом они сами посмотрели — что-то так растягивается…
А жизнь, ведь, она так летит! Она так сконцентрирована! Как вот рельсы, которые на титрах сходятся, расходятся…»

(из интервью программе «Звезды русского мира»)

Борис Васильев:
«Идея возникла довольно просто. Потому что я из потомственной офицерской семьи. Все мои предки были офицерами. Я — офицер, окончил Бронетанковую академию, 15 лет служил в армии. Это среда, которую я хорошо знаю. Я знаю, что военные были совершенно отдельной кастой. Они понимали, что такое офицерская честь для русского офицера, что такое слово, данное офицером. Оно не берется назад никогда в жизни. Иначе тебе руки не подадут. Там был совершенно особый кодекс…»

(из интервью газете «Известия»)

Василий Лановой:
«Еще до выхода фильма киноленты на экран я мысленно вижу того главного зрителя, мнение которого мне особенно дорого. Если фильм военный, то в одном случае это фронтовик, прошедший испытатния Великой Отечественной, в другом — офицер, курсант, безусый солдат, который, возможно, встретится с фильмом где-то в таежном учебном центре, после трудных полевых занятий. Для меня было бы достаточно и одного их слова: «Похоже!».

(из статьи «Личная причастность» в газете «Красная звезда», 1981 г.)

Алина Покровская:
«…А потом были съемки в весеннем Севастополе, и замечательно, с юмором была передана отмосфера спящего южного города. Я приехала в Севастополь буквально на два дня, чтобы снять эпизод родов поезде. Василий Лановой спрыгивал с подножки едущего поезда, рвал полевые цветы, догонял состав, бежал по крыше и передавал Любе в окно букет…
Знаю, многие зрители хотели бы из этого сделать тривиальную историю, но нет. Наши герои — люди чистые, они боятся причинить друг другу боль. Мне кажется, моя героиня, как влюбилась в этого простоватого, простодушного, но внутренне цельного, надежного человека, который стал ее мужем, так и любила его всю жизнь.
Это совсем не та история: «Влюбилась женщина в другого мужчину, а живет со своим мужем, через силу с ним спит, рожает детей и думает, как бы ей слинять»… Этого в нашем фитльме нет. Может быть, их дружба, которая проходит через всю жизнь, больше, чем любовь?»

АКТЕРЫ И РОЛИ

film_ofc

Они встретились на съемочной площадке — малознакомые друг с другом актеры, не имевшие опыта совместной работы. За очень короткое время они должны были стать близкими людьми, верными друзьями, отважными бойцами. Они должны были пропустить через свои сердца огромный сгусток эмоциональной энергии, чтобы стать теми героями, о которых был задуман этот фильм. И все это делилось на сцены, эпизоды и, в конце концов, на отдельные кадры. Кино есть кино.

Василий Лановой долго не соглашался на съемки, сомневался в характере своего героя. И не зря. Он нашел неподражаемый образ. Его отчаянный Иван Варавва стал идолом для целого поколения мальчишек.
Георгий Юматов сначала тоже был недоволен ролью. Он хотел играть беспощадного и жесткого командира. Только такие побеждают на войне. И он сумел спрятать эту жесткость в характере своего героя Алексея Трофимова. Спрятать, но не растерять.
Алина Покровская первый съемочный день начала с грима морщин вокруг глаз и примерки седого парика. Ей предстояло прожить на экране целую жизнь: начиная с 17-летней девушки в круглом капоре и заканечивая женой командующего дивизией. Сыграв Любу Трофимову, она стала для миллионов зрителей воплощением женсокго идеала.
Александр Воеводин снимался в фильме полулегально. Он был студентом школы-студии МХАТ и не получил разрешения на съемки. Роль Егора Трофимова была для него первой и, как оказалось, знаковой для всей последующей карьеры.
Одинадцатилетний Андрей Громов был единственным актером, для которого специально писали роль. И она удалась! Он сыграл курсанта Ваню Трофимова так убедительно, что после премьеры фильма многие зрители решили, что юный актер действительно учится в Суворовском училище.

Василий Семенович Лановой
Народный артист СССР
Герой Труда Российской Федерации

После выхода на экраны страны фильма «Офицеры» Василий Лановой был признан «Лучшим актером года»! Его выбрали зрители фильма и читатели журнала «Советский экран». И это было настоящее народное признание — самое дорогое и ценное для каждого актера.
«Знаете, я много ролей сыграл. У меня их около 80 всего за 64 года съемок. Но «Офицеры» какую-то особую обрели стать. Они как-то особо и воспринимаются. И мужчинами, и женщинами, и детьми разных возрастов. Каждый находит для себя в картине ответы на какие-то важнейшие вопросы«Василий Лановой.
Василию Лановому было всего 7 лет, когда началась Великая отечественная война. Маленькое село под Одессой было захвачено фашистами. Родители остались в Москве. Он помнит колонны автоматчиков на мотоциклах, грузовики с солдатами вермахта и мины, которые устанавливали на колхозных полях. Дети, опаленные войной, никогда ее не забудут и никогда не предадут память о погибших.
Артист Василий Лановой пронес это острое чувство опасности вражеского вторжения и любви к своей земле через все творчество. Патриотизм, преданность делу, офицерская честь — эти понятия для него наполнены совершенно конкретными чувствами и мыслями. Их он смог точно и доходчиво передать через своего героя. Может быть, поэтому фильм «Офицеры» мы смотрим и пересматриваем уже 50 лет подряд.

…Там найдена ценная для всех поколения вещь: чувство долга, чувство друга, чувство любви к женщине, любви к детям, к друзьям, то есть ко всему тому, что составляет по-русски суть нашей жизнри. Если одним словом — чувство Родины.
(из интервью для телеканала «Россия-Культура, 2020 г.)
То, что мне удалось сыграть Ивана Варавву так, что тысячи юношей
(а мне рассказывал об этом тогдашний министр обороны маршал Советского Союза
Андрей Антонович Гречко) решили связать свою жизнь с армией, заслуга и режиссера Владимира Рогового. Он четко определил мою роль: «Василий, на тебя вся романтическая часть нашей трагической истории, ее свет, ее мечта. А реальность трагедии — на Юматове и Покровской».
«И хоть в театре и кино я был и реалистом, и комиком, и водевильным персонажем, играл героев и злодеев, но по складу души я, наверное, все-таки романтик. И по-прежнему верю в светлое начало в человеке. Поэтому, наверное, и произошло такое попадание! Я трижды отказывался от роли Ивана Вараввы, но все-таки, в конце концов, согласился, и фильм стал для меня одним из самых дорогих.
Мне всегда нравилось, когда о Борисе Бабочкине говорили «Чапаев»,
а о Михаиле Ульянове «председатель». Есть роль, которая определяет лицо актера. Правда, я никогла в жизни не думал, что роль из фильма «Офицеры» станет моим лицом»
.

(из интервью на сайте Культура.РФ)

Как-то слушая «Времена года» — одну из вершин творчества Вивальди, — в момент радостного, оптимистического звучания музыки меня вдруг как током пронзила мысль: так вот же он, Варавва, — радостный, открытый, звонкий. В нем кипит радость бытия, весь он искрится, как звучащая муцзыка. Он лубит жену своего друга и знает, что безнадежно, — он не сможет переступить через святое для него чувство дружбы. Но все равно любит, он счастлив, что наделен этим высоким чувством, что оно снизошло к нему, как дар, как награда, и он радуется этому: «Как же все замечательно, что мне дано любить ее!»
Привлекала внем, помимо других черть характера, одна, главная черта — верность. Верность в любви и дружбе, верность долгу человеческому, влинскому, верность Отечеству. Это качество его испытываетсяв фильме в самых различных жизненных ситуациях — в боевой обстановке, в быту, в отношениях с любимой женщиной, с другом — и везде выдерживается на самом высоком счету.

(из книги «Летят за днями дни…»)

Георгий Юматов
Народный артист РСФСР

В январе 1942 года в составе тактического десанта для отвлечения сил противника выпускник военно-мосркой школы Георгий Юматов высадился на берег Черного моря недалеко от Евпатории. Ему было 16 лет. Это было его боевое крещение. В том же году Юматов стал юнгой на торпедном катере «Отважный» и воевал в составе Азовской и Дунайской флотилий. Он прошел всю войну. Был несколько раз ранен. А в 1945-м освобождал Будапешт и Вену. Вернулся в Москву и оказался на перепутье.
Фронтовик-моряк, прошедший огонь и воду, с медалью «За победу над Германией» и орденом Отечественной войны мечтал о великих свершени ях и подвигах, ведь «бывалому» фронтовику было тогда всего 19 лет.
И вот он попал в кино. Совершенно случайно. Благодаря режиссеру Георгию Александрову. Фактурного, уверенного в себе юношу пригласили на съемкит фильма «Весна». Сам фильм стал легендой.
Но рольт Юматова в нем не предвещала головокружительной карьеры кинозвезды.
«Вася, дай салфетку», — говорила Рина Зеленая, играя гримера. Этим Васей и был Георгий Юматов.
И все ж он прорвался в кино. Он был одним из редких актеров, которые которые не получили специального образования. Он мечтал о море, а оказался прирожденным артистом. В его профессионализме никто не сомневался. Георгий Юматов снялся в 79 картинах. Но его «звездным часом» стал фильм «Офицеры».
Писатель и автор сценария Борис Васильев рассказывал так: «Когда я предложил его режиссеру Владимиру Роговому, он взял его без всяких уговоров, даже без проб! Он сказал: «Да, это действительно настоящий Трофимов».
«Я играю Алексея Трофимова, который еще в Гражданскую войну двадцатилетним пареньком решил связать свою жизнь с Советской Армией. Человек он очень скромный, не слишком разговорчивый. Свою службу, нелегкую, кочевую, порой опасную, насыщенную поистине героическими делами, считает простым, будничным трудом».

(из интервью газете «Комсомолец Узбекистана», 1970 г.)

«В «Офицерах» мне предложили две роли на выбор — я сразу же остановился на Трофимове. Он привлек меня выстраджанной, не взятой напрокат, а свойственной ему лично верой в необходимость своей военной профессии. Я увидел в нем характер благородного, сильного и нежного человека. Да, нежного, потому что для него уважение к женщине — не долг и не обязанность, а внутренняя потребность».

(из интервью журналу «Советский экран»)

«В сценарии фильма «Офицеры» была написана одна семейная ссора, вызванная постоянными переездами моего героя по местам новой службы. Жена Алексея в конце концов не выдерживает кочевой жизни, умоляет его «остепениться»… Алексей возражает ей, доказывает свою правоту… Начали репетировать. Сцена получилась слишком длинной, бытоваой — и все равно не раскрывала характера, не была убедительной. Тогда мы с партнершей предложили режиссеру свое решение: Алексей молча принимает горькие упреки солвей жены Любы. Собираясь в дорогу, он снимает с себя рубашку и поворачивается к ней спиной — она испещрена шрамами. И Люба сразу же умолкает, подходит к мужу и, обняв его, тихо спрашивает: «Когда едем?» Так эта сцена и снималась».

(из интервью журналу «Советский экран»)

 Василий Лановой:
«Он был, точно по Алексею Толстому — русский характер. Замечательно мужественный, от природы мудрый, ироничный, злой, добрый, жалостливый, жестокий. Все это поразительно собиралось в нем… Он был актером страшной натуральности. Он был невероятно правдив… Талант — это темперамент. У него был бешеный темперамент. Он был макималсит. Когда он закусыввал губу, — это берегись и берегись!»

(из книги Наталья Тендоры «Георгий Юматов»)

Виктор Мережко:
«Юматов для меня был ни с кем не сравнимой суперзвездой и образцом настоящего мужчины: накачанный, с потрясающей улыбкой, готовый защитить любого».

(из интервью на Sobesednik.ru)

Алина Покровская:
«Жора воевал. Он во время войны был юнгой на Черном море. Их катер был потоплен в районе Новороссийска. Жора оказался в ледяной воде и был спасен. Во время морозов на съемках у него всегда болели пальцы, потому что он их тогда отморозил…»

(из интервью газете «Известия» на iz.ru)

Алина Покровская
Народная артистка РСФСР

Её называли русской Гретой Гарбо и искали сходство с Симоной Синьоре. Но Алина Покровская никогда не пыталась никому подражать. Она сама выбрала свое амплуа и свой театр, в котором служит волт уже 58 лет! Это — Театр Российской Армии. Там она сыграла много самых разноплановых ролей — капризную Фелисиану в «Учителе танцев», Нилу Снежко в «Барабанщице», королеву Елизавету в спектаклде «Ваша сестра и пленница».
А про ее Ларису в «Бесприданнице» писали: «Пленительная искренность, обаятельная женская беззащитность, тоска одиночества и способность к самоотверженной глубокой любви».
Все эти редкие женские качества Алина Покровская легко перенесла на экран, когда стала снрматься в роли жены офицера Красной Армии. Эта роль принесла ей не просто славу и признание публики. Эта рольб, по собственному признанию актрисы, оказалась одним из главных событий ее жизни.
«Так получилось, что это одно из основных событий в моейц жизни. Хотя вообще-то я актриса театральная и мне больше нравятся театр, но эта кинороль подарила мне такую любовь зрителей, что иногда я даже пугаюсь.
Работать было легко и радостно. Мы все влюбились в Бориса Васильева. Мне этот автор был особенно близок, потому чтов то время в театре я паралленльно репетировала роль Женьки в его пьесе «А зори здесь тихие…» Владимир Роговой очень прислушивался к Василию Лановому и Георгию Юматову. Они уже тогда были киношные асы, а он — практически, дебютант. Отношения сложились замечательные,всем очень хотелось сделать сердечный фильм».
Я приезжала в Туркмению на два-три дня. Садилась после спектакля в самолет и мгновенно засыпала. Дозаправка в Красноводске, и из заснеженной Москвы попадаешь в зеленый рай. Возвращаешься со съемок в гостиницу, напоенную изумительными запахами. Жора Юматов кричит: «Тебе шашклык заказывать?»
Жора и Вася скакали не хуже заправских джигитов, а вместо меня режиссер хотел снимать дублершую Но у меня были на этот счет планы. Возвращаясь в Москву, я каждое утро к семи часам ездила на закрытый манеж ипподрома. Инструктор подводил коня, здоровенного, как шкаф, и я забиралась на него по лесенке. Страху натерпелась! И вот через пару дней конь подвез меня к большому зеркалу, что всегда есть на манеже, обернулся и посмотрел на меня таким красноречивым взглядом, что я со смеху чуть не выпала из седла. Но лошадей бояться перестала.
Когда мне позвонили и сказали: «Будет открываться вам памятник. Приглашаем», — я опешила: «Как памятник? Я же еще жива!» Но тут внесли ясность: «Нет, это фильму «Офицеры» памятник. И вы там все». Ну, хорошо! Успокоили.
Фильм, конечно, заслуживает памятника. Как-то на одном из концертов, посвященных очередному юбилею картины, на сцену Кремлевского дворца вышел генерал Герой России — Владимир Шаманов и признался, что благодаря «Офицерам» он пошел на военную службу. И он не единственный, чью судьбу решил фильм.

(из интервью на сайте «Культурная эволюция»)

«Этот фильм дал столько народной любви. Просто любят очень фильм. И никогда театр, который я очень люблю и работаю в нем уже больше 50 лет, всеравно не дает такой огромной уадитории.
Этот фильм на хорошей литературной основе, во-первых. Во-вторых, он честный, он чистый. Вот такой как Борис Васильев — такой писатель «родниковый», чистый, не фальшивый. Может от того, что сам воевал».

(из интервью на сайте «Культурная революция»)

Режиссер Владимир Роговой
Заслуженный деятель искусств РСФСР

Владимир Абрамович Роговой почти 20 лет отработал директором картин на киностудиях. Его приглашали вторым режиссером, и в этом он тоже преуспел. Фильм «Офицеры» стал первой его самостоятельной картиной.
 Колоссальный опыт, тонкое режиссерское чутье и настоящая война за плечами — вот, наверное, три главные составляющие его успеха. Даже если бы этот фильм был единственным в творческой карьере Владимира Рогового, его имя осталось бы навсегда в списке талантливых профессионалов кино.
В 18 лет ушел добровольцем на фронт. В 1944 году был награжден медалью «За боевые заслуги». Как многие фронтовики, мало рассказывал об участии в сражениеях. Тогда не было приянто хвастать подвигами. Но все им пережитое «выплеснулось» в картине «Офицеры».
Конечно, не обходилось без спорроов на съемочной площадке. Тем более, что на ней собрались такие же прошедшие через горнило войны офицеры Георгий Юматов, Кирилл Рапопорт, Борис Васильев.

«Роговой был светлым, мягким, подвижным человеком и все свои чувства он выплескивал на картину», — так вспоминает о нем Василий Лановой.

Благодаря Владимиру Роговому, сложился великолепный триумвират главных актеров.
Алину Покровскую он случайно встретил в троллейбусе и пригласил на пробы.
Георгия Юматова утвердил сразу, оценив его естесственность в игре и опыт фронтовика.
Василия Ланового уговорил на роль, предложив неординарное прочтение образа офицера Вараввы.

Автор материала — Анна Панкова